Bombardier Global 5000: «убийца» G450
Исключительные дальность полета, скорость и комфортабельность салона — вот основные причины, по которым операторы бизнес-джетов решаются на покупку самолетов Bombardier Global 5000 после эксплуатации небольших бизнес-джетов, более медленных и обладающих сравнительно малой дальностью полета. Он просто соответствует всем требованиям.
Пассажиры получают один из самых просторных салонов в своем классе наряду с уровнем шума в 53 дБ, самой низкой барометрической высотой в кабине и комфортным поведением самолета в условиях турбулентности благодаря гибкой конструкции крыла. Взлетные характеристики, автоторможение и автоматизированные системы также являются приоритетными особенностями самолетов Global 5000 для операторов бизнес-джетов. Надежность вылета остается практически непревзойденной, а уровень технической поддержки, как отмечают операторы, значительно возрос.
Несмотря на свой укороченный фюзеляж (на 81 см) самолеты Global 5000 строятся на той же линии, что и Global Express и Global 6000, на заводе Bombardier в Торонто, а это позволяет снизить затраты на их сборку. Такая экономия позволила Bombardier сократить стоимость Global 5000 на 10 млн долл. по сравнению с Global Express и сразу же вывести программу на прибыльность с начала поставок в 2005 г. Такая экономия также позволила самолетам Global 5000 сохранить все передовые конструктивные особенности Global Express, включая четыре генератора с приводом от силовых установок, твердотельные автоматические прерыватели, гидравлическую систему с тройным резервированием, двойную установку для кондиционирования воздуха, автоматизированные системы.
Правда, сокращение длины фюзеляжа приводит к некоторым компромиссным решениям. Это потеря пространства под полом салона для размещения авионики рядом с кокпитом, поэтому Bombardier пошла по пути Gulfstream и разместила блоки авионики на потолке; шкаф с оборудованием расположен непосредственно за кокпитом. От зоны отдыха экипажа пришлось отказаться. Кухня была сокращена в размерах и поделена на левую и правую секции. В целом длина салона сократилась практически на 180 см, но при этом пассажирская зона потеряла только 25 см полезного пространства.
Первоначально емкость топливных баков самолета составляла 16 208 кг, чего было достаточно для полета на расстояние 7 720 км с крейсерской скоростью 0,85М с резервом согласно правилам NBAA IFR. Однако операторы подчеркнули, что этого запаса топлива будет недостаточно для выполнения полета из Европы на западное побережье США и посадки с комфортным запасом топлива. Поэтому в 2007 г. Bombardier выпустила сервисный бюллетень 700-1A11-11-008, предусматривающий модернизацию заправочной системы стоимостью 1 млн долл., которая позволила увеличить емкость топливных баков на 1 380 кг, что привело к увеличению дальности полета на 805 км.
Варианты компоновок салона
Большинство самолетов имеют стандартную компоновку салона Preferred. Перед входной дверью расположен шкаф с авионикой и оборудованием за креслом второго пилота, передний туалет по правому борту с окном и вакуумным санузлом и раздельная кухня с левой и правой стороны. Перед входной дверью с левой стороны расположен отсек для хранения плотной акустической шторы, которой накрывают дверь во время полета, а также шкаф для верхней одежды экипажа, розетки и места для хранения прочих принадлежностей. Главный пассажирский салон длиной 82,6 м разделен на три секции, включая переднюю секцию с четырьмя креслами, конференц-группу по левому борту и тумбу с правой стороны в середине салона, кормовую часть с двумя креслами, обращенными друг к другу, по левому и правому борту, и трехместный диван. Некоторые самолеты оснащаются тремя индивидуальными креслами в средней части салона и/или трехместным 80-дюймовым диваном в кормовой части.
Сплошная перегородка отделяет кормовую секцию от средней части салона. Самолеты серии Signature в компании NetJets оснащены туалетом для экипажа, расположенным за креслом второго пилота, одним креслом для отдыха и компактной кухней по левому борту в передней части самолета. В пассажирском салоне расположена клубная секция с четырьмя креслами, четырехместная конференц-группа и тумба в средней части салона.
Со всей экипировкой и тремя членами экипажа вес этих самолетов составляет 23 500–23 590 кг. Но даже при такой массе бизнес-джет по-прежнему может взять на борт до восьми человек, с полным запасом топлива. Практически все самолеты Global 5000 оборудованы туалетом в хвостовой части с двумя окнами по левому борту, вакуумным санузлом и отсеком для хранения различных принадлежностей с левой стороны. Доступ пассажиров к хвостовому багажному отсеку осуществляется через заднюю дверь в хвостовом туалете.
Лучшие черты
В списке излюбленных особенностей операторов непревзойденные взлетно-посадочные характеристики самолетов Global 5000 опережают комфортабельность салона. В сравнении с бизнес-джетами Falcon 900LX и Gulfstream G450 самолет Bombardier на самом деле обладает более низкими скоростями взлета и посадки; кроме того, ему необходима более короткая ВПП при перелетах сопоставимой дальности.
Например, при дальности полета 1 850 км для взлета самолету понадобится 823 м и 670 м для посадки. Потребная дистанция взлета при полете на 5 560 км составляет 1 160 м в стандартных условиях. По словам операторов, на относительно коротких маршрутах самолет поднимается на крейсерскую высоту FL430–450, при дальних перелетах высота полета составляет FL410–430. В обычные дни при крейсерской скорости 0,85 М, что эквивалентно 903 км/ч, операторы планируют расход топлива в первый час полета 2 267 кг, во второй час — 1 814 кг и по 1 360 кг на каждый дополнительный час для ближне- и среднемагистральных перелетов. При полетах на дальних маршрутах расход топлива к концу рейса падает до 998–1 133 кг/ч.
Пилоты, летающие на возрастных самолетах, оснащенных авионикой Honeywell Primus 2000XP, говорят, что эти системы достаточно надежны, несмотря на их возраст. Своей приборной панели они ставят хорошие оценки, но не отличные. Для сравнения: пилоты, которые летают на самолетах с панелью приборов Rockwell Collins Vision, ставят своим комплектам авионики наивысшие отметки. Но некоторые пилоты, перешедшие с авионики Primus 2000XP на Vision, отмечают сложности с адаптацией к сенсорному графическому интерфейсу с большим количеством вкладок в меню. Некоторые пилоты похвалили самолет за мощное тормозное усилие, обеспечиваемое долговечными карбоновыми тормозными дисками.
Обслуживающий персонал отмечает, что комплект пневматиков рассчитан на 200–215 посадок, при этом карбоновые тормозные диски не показывают никаких признаков износа на протяжении долгих лет эксплуатации. Пилоты также ценят плавное замедление самолета после посадки, обеспечиваемое системой автоматического торможения. Эта функция наряду со скоростью захода на посадку от 198 до 213 км/ч снимает напряжение во время посадки на короткие ВПП.
Практически все операторы хвалят самолет за плавность полета, впечатляюще низкий уровень шума и вместительный салон. Его общий объем, не считая кабины пилотов, составляет 57,8 м3. Обладая самым просторным салоном в своем классе, самолеты Global 5000 оснащаются креслами шириной 51 см в клубной секции и креслами шириной 46 см в конференц-секции. Салон хорошо освещается 10 иллюминаторами с каждой стороны кабины. Более поздние модели оснащаются 14 иллюминаторами по правому борту, включая окошки в носовом и кормовом туалетах.
По правому борту находится одинарный аварийный выход Type II, в средней части салона. Техническая и послепродажная поддержка компании Bombardier в целом получает положительные отзывы от операторов. Конечно, пока уровень поддержки Bombardier не дотягивает до того, что предоставляется компаниями Embraer и Gulfstream, но операторы говорят, что длительные задержки с поставками запчастей возникают нечасто. «Семь лет назад я бы оценил поддержку на тройку или даже двойку, поскольку мы страдали из-за нее. Из-за этого наше руководство не доверяло этому самолету, — говорит один из пилотов компании из списка Fortune 100. — Но теперь уровень поддержки значительно вырос».